Щинсенгуми — айдолы, любовники и комики | КГ-Портал

Герои сегодняшнего рассказа — знаменитые «Волки из Мибу», они же Щинсенгуми. Участников этого военного отряда принято считать чуть ли не последними настоящими самураями, борцами за идею и верными друзьями. В более же экстремальных адаптациях они принимают облик знаменитых певцов или даже сверхъестественных существ. Впрочем, обо всем по порядку. Давайте разбираться, какими изображают Щинсенгуми в аниме.
Кто такие Щинсенгуми, или очень краткая историческая справка

Отряд Щинсенгуми возник как отклик на определенные исторические обстоятельства.
В Японии с конца XII века существовало два крупных центра власти: императорский двор и сёгунат (бакуфу — военное правительство). Сёгунаты не были неизменными, они сменяли друг друга, пока в начале XVII века власть не захватил самурайский род Токугава. Долгий период его правления в массовом сознании остался эпохой мира и благосостояния. Но в XIX веке что-то пошло не так.
В 1850-х годах американские военные вынудили Японию снять двухсотлетний режим изоляции. Это подогрело противоречия, и в стране стали все громче слышны голоса тех, кто предлагал вернуть императору все рычаги власти. Тогда и появился первый отряд мечников Рощигуми, призванный обеспечивать безопасность сёгуна и его приближенных. С течением времени (и в результате внутренних разборок) Рощигуми превратился в Щинсенгуми.
Существовал Щинсенгуми всего шесть лет. Члены отряда действовали в Киото, защищая интересы сёгуната и его представителей. В истории отряда есть несколько значимых эпизодов столкновений с империалистами. Например, захват гостиницы в Икэда-я, где последние устраивали тайные сборища.
В Киото Щинсенгуми презрительно называли «Волки из Мибу». Но, как часто бывает, обидная кличка в итоге стала практически официальной.
Императорская власть в Японии, как известно, была восстановлена. Это повлекло расформирование Щинсенгуми, но многие из отряда продолжили сражаться за сёгунат. Большинство из знаменитых Щинсенгуми не пережило гражданскую войну.
«Белый след»: Щинсэнгуми как трагические герои

OVA середины 2000-х годов «Белый след» (Hijikata Toshizo: Shiro no Kiseki) посвящена биографии заместителя главы Щинсэнгуми Хидзикаты Тощидзо. Его товарищи по отряду в повествовании появляются, но лишь эпизодически: их роль в сюжете главным образом сводится к тому, чтобы побудить протагониста о чём-либо глубоко задуматься.
На самого Хидзикату «Белый след» примеривает образ идеального самурая: он одновременно сострадателен и справедлив, романтичен и умен. В столь же возвышенном ключе осмысляется и вся биография этой фигуры. «Фукучё» (так называлась должность Хидзикаты по-японски) показан жертвой своего времени, защитником традиционных принципов в новую для страны эпоху.
Смотреть на это, если честно, скучновато. Но для интересующихся японской историей и очарованных тамошними идеалами зрителей зрелище может быть небезынтересным.
Зачем смотреть: ради настоящих «последних самураев».
«Сказание о демонах сакуры»: Щинсэнгуми как любовники

Щинсэнгуми идеальны для романтизации. Во-первых, это группа мужчин. Во-вторых, это группа относительно молодых мужчин (по крайней мере, в народной памяти они остались таковыми). В-третьих и главных, это группа мужчин, которая сражалась и потерпела поражение. Лучше и придумать нельзя.
Поэтому неудивительно, что Щинсэнгуми стали героями серии отомэ-игр (для женской аудитории) Hakuouki, в русском переводе — «Демоны сакуры». Оригинал был настолько востребован публикой, что получил несколько сезонов телевизионной адаптации, вдогонку сняли ещё и полнометражный фильм.
Центральный сюжет во всем этом добре условно следует историческим событиям, щедро приправляя их фэнтезийными элементами. Например, ратные заслуги Щинсэнгуми в основном связывают с их сверхъестественными способностями.
Наконец, главный конфликт и игр, и аниме Hakuouki — романтический. Важно не кто кого победит, а с кем останется героиня франшизы Тидзуру. На выбор у неё — весь цвет Щинсэнгуми во главе с многострадальным Хидзикатой Тощидзо.
Зачем смотреть: ради бисёнэнов.
«Рок периода Бакумацу»: Щинсэнгуми как айдолы

Хулиганская комедия «Рок периода Бакумацу» (Bakumatsu Rock) подаёт события, связанные с реставрацией императорской власти в Японии, как музыкальный ринг: в одном его углу крутые рокеры-монархисты, в другом — айдолы, защищающие честь сёгуната микрофоном.
В рядах первых — не менее известные, чем герои статьи, личности: например, фехтовальщик, мореход и пламенный борец с правительством бакуфу Сакамото Рёма. За айдолов выступают всё те же Щинсэнгуми, ключевые роли отданы Хидзикате Тощидзо и Оките Содзи.
Примечательно, что в сериале указывают на примету времени, которую часто обходят стороной в аниме о Щинсэнгуми, — самоизоляцию Японии. Под запрет «всего западного» попадает рок, тем забавнее, что «традиционным» становится попса. И первый жанр, конечно, прогрессивный, а второй — такое себе.
Зачем смотреть: ради самураев с микрофонами.
«Золотой Камуй»: Щинсэнгуми как пережиток прошлого

Действие этого сериала развивается после Русско-японской войны 1904-1905 годов, то есть по прошествии нескольких десятилетий после поражения Щинсэнгуми.
Несмотря на это члены отряда в повествовании то и дело появляются, но представлены они, по понятным причинам, стариками.
Кто, как вы думаете, является самым боевитым стариком в «Золотом Камуе» (Golden Kamuy)? Конечно, Хидзиката Тощидзо! В аниме развивается конспирологическая теория, согласно которой «фукучё» пережил гражданскую войну Бощин, попал в тюрьму и на исходе лет пустился в погоню за золотом айнов. Не самая вероятная судьба поборника сёгуната, но эти фантазии наглядно демонстрируют, насколько культовой в Японии является фигура Хидзикаты.
Зачем смотреть: ради фантазий на тему, «а что, если бы они выжили».
«Бродяга Кэнщин»: Щинсэнгуми как антагонисты

Сага «Бродяга Кенщин» (Rurouni Kenshin) разворачивается в последовавший за реставрацией Мейдзи период и за главного героя держит бывшего политического убийцу. Поэтому конфликт между сторонниками сёгуна и императора так или иначе всплывает в повествовании основного сериала. Что уж тут говорить об его ответвлениях, которые посвящены ранней биографии Кенщина!
У персонажа Кенщина есть реальный прототип — трагическая фигура Каваками Гэнсая. Он выступал на стороне монархистов, но позже разошелся с ними во взглядах и был из-за этого казнён. Поскольку главный герой «Бродяги Кенщина» воевал за императора, логично, что его главными противниками стали Щинсэнгуми.
Впрочем, увидеть знаменитые отряды «Волков из Мибу» можно в основном в приквелах оригинального сериала. В нём же самом действует одиночка — бывший участник Щинсэнгуми Сайто Хадзимэ. Персонаж это плюс-минус исторический: его тезка действительно возглавлял одно из подразделений отряда и смог пережить смутные времена утверждения императорской власти.
В «Бродяге Кенщине» Сайто выступает в роли благородного противника. Несмотря на изначальный антагонизм по отношению к главному герою, их взаимодействие с течением времени усложняется и становится не столь однозначным. Ко всему прочему, анимешный Сайто обладает сложной системой принципов и неоднозначной биографией. В общем, не всё так просто.
Зачем смотреть: ради того, чтобы прочувствовать противоречия войны Босин.
«Гинтама»: Щинсенгуми как объект иронии

«Гинтама» — интереснейшее произведение, разбору которого можно посвятить немало времени. Наполненное вопиющими анахронизмами, фэнтезийными элементами и откровенным китчем оно, тем не менее, тонко и зло отражает отношения японцев и иностранцев в конце эпохи Эдо.
Главным объектом сатиры в «Гинтаме» предсказуемо становятся «бака-гайдзины», нехитро замаскированные под пришельцев. Но достаётся и остальным, в том числе — Щинсэнгуми. Имена поборников сёгунтата, кстати, в аниме слегка изменены, но узнать, кто есть кто, не составляет большого труда.
Так, Кондо Исао — это, без сомнения, исторический командир Щинсенгуми Кондо Исами. В аниме его называют «Горилла-сталкер». Окита Сого в реальности носил имя Содзи. За этим персонажем «Гинтамы» водятся садистские наклонности. Наконец, экранный Хиджиката Тоширо (все мы знаем, кто был его прототипом) смолит папиросы и рыдает над дорамами. В общем, поводов для оскорбления чувств любителей истории не счесть. Но это же Япония: тут гротескные интерпретации реальных событий в чести.
Зачем смотреть: во-первых, это смешно. Во-вторых, ещё смешнее становится, если хотя бы отдаленно понимаешь, о ком и чём идёт речь.
Самые популярные Щинсенгуми

Хидзиката Тощидзо, без сомнения, самый любимый массовой культурой Щинсенгуми. Он посвятил борьбе за дело сёгунтата всю жизнь: сначала как заместитель командира «Волков из Мибу», затем — в качестве командующего вооруженными силами просуществовавшего всего год государства Эдзо, которое вело войну с императором Японии.
Но, думается, нынешнюю популярность Хидзиката снискал не поэтому. Дело, скорее всего, в том, что он погиб, как принято говорить, красиво: в бою, ведя в наступление солдат. Плюс внешне «фукучё» был хорош — недаром его сделали главным любовным интересом в отомэ.
Кондо Исами был в Щинсенгуми главным человеком в период расцвета отряда. Именно он руководил бойцами во время налёта на собрание империалистов в киотской гостинице Икэда-я. Этот эпизод есть в каждом втором аниме, где фигурируют «Волки из Мибу».
Кондо, как и его друг Хидзиката, не пережил события, связанные с реставрацией императорской власти. Его казнили по примечательному обвинению — убийство яркого противника сёгунта Сакамото Рёмы, который в аниме «Рок периода Бакумацу» выступает как главный герой.
Окита Содзи запомнился тремя фактами. Первый (наименее интересный для публики): он возглавлял одно из подразделений Щинсенгуми. Второй (публику интригующий): он считался одним из наиболее умелых мечников в отряде. Третий (печальный и потому интересный для публики): он не погиб в бою, однако войну не пережил — скончался от туберкулеза в 1868 году.
Сайто Хадзимэ примечателен для нашей подборки тем, что смог пережить гражданские войны второй половины XIX века. Более того, этот бывший пламенный боец за идеи сёгуната в итоге примкнул к силам императорского правительства и стал полицейским.
Умер Сайто в почетном для бывшего самурая возрасте 71 года. Считается, что в могилу его свела язва желудка, вызванная пьянством.